Расстройства привязанности – фактор риска психосоциальной неприспособленности, при котором у ненадежно привязанных детей хорошая адаптация к своей среде, не появляются психиатрические проблемы; а у небольшого количества детей проявляет чрезвычайно аномальный образец привязанности, который приводит к выраженному страданию или социальным нарушениям. Как раз последний вариант можно считать расстройством привязанности.
Образцы привязанности детей к своим родителям и другим воспитателям имеют очень большое значение для развития. Преуспевание детей с ненадежной привязанностью в психологическом и социальном плане меньше, чем у ненадежно привязанных детей.
Виды расстройства привязанности у детей
1. Дезингибированное (расторможенное)
При этом виде клиническая картина хорошо видна. У ребенка нет нормальной избирательности по отношению к людям, к которым он обращается. Социальные взаимодействия с незнакомыми людьми плохо модулированы. В младенческом возрасте такие дети имеют тенденцию цепляться к незнакомым и малознакомым, в более старшем детском возрасте стремятся привлечь внимание взрослых и вступают в неразборчивые дружеские отношения.
Исследователи собирают данные, служащие доказательством, что расторможенное расстройство привязанности может быть результатом неоднократной замены воспитателя в первые годы жизни. Это касается частой замены приемной семьи и воспитания малыша в детдоме, где часто меняются няни и воспитатели.
2. Ингибированное
Симптомы тут видны не четко. Согласно Международной классификации болезней-10, этот тип называется «реактивное расстройство привязанности». Социальные взаимодействия ингибированы (подавлены, заторможены), амбивалентны или сверхбдительны. Ребенок может реагировать на воспитателя избеганием, приближением, сопротивляться утешению или может выказывать застывшую настороженность.
Дети с таким расстройством привязанности часто несчастны, им не хватает эмоциональной отзывчивости, и они могут агрессивно реагировать на свое или чужое страдание. Некоторые исследователи считают, что расстройства привязанности такого типа – результат жестокого обращения с ребенком в его младенческие годы. Но такая связь не нашла прямых подтверждений.
Чем отличаются расстройства привязанности и ненадежная привязанность?
40% детей считаются ненадежно привязанными, а расстройства привязанности – явление достаточно редкое. Также ребенок может быть ненадежно привязан к одному ключевому воспитателю (имеются в виду в том числе родные люди), а к другим достаточно привязан. К примеру, может быть ненадежная привязанность к отцу, но нормальная к матери. А расстройство привязанности более тяжелое и распространенное.
Третье отличие – ненадежная привязанность не обязательно вызывает страдания или социальные нарушения, а расстройство привязанности обязательно вызывает.
Признаки патологической привязанности различных видов расстройства привязанности у детей:
1. Мать держит рядом с собой, постоянно держит за руку, обнимает и т. п. ребенка от 5-6 лет. Приход незнакомого человека в помещение или обращение врача приводит к тому, что ребенок стремится прижаться к матери, «спрятаться» за ней или возле нее.
2. Ребенок старается постоянно видеть мать и находиться рядом. Протестует, когда врач предполагает более легкое заболевание, которое не требует длительного лечения.
3. Мать опасается оставлять ребенка старше 6-7-ми лет одного в кабинете врача или не отпускает на обследование. Ребенок при предположительной короткой разлуке с матерью реагирует резким повышением тревоги.
4. Наоборот – мать старается дистанциировать сына/дочь от себя, отказывается ему в адекватном физическом контакте, но всё же постоянно старается держать его в поле зрения, рассказывая о симптомах.
5. Мать эмоционально отстраненная, когда рассказывает о симптомах ребенка. Она говорит словно о чужом человеке, не смотрит на реакцию сына/дочери.
Диагностические критерии расстройства привязанности у детей:
1. Тяжесть
Дети не привязаны ни в каком осмысленном значении. У них нет прочных взаимоотношений с матерью, отцом, воспитателем, другими близкими людьми.
2. Устойчивость
Проблемы привязанности проявляются с несколькими воспитателями (имеются в виду в том числе родные люди).
3. Страдание/недееспособность
Расстройства привязанности приводят к устойчивому страданию или социальной недееспособности ребенка. Это вызвано в том числе недостатком нормальных взаимоотношений привязанности, а также сопутствующими социальными трудностями.
4. Начинается в возрасте до 5-ти лет
Это психическое расстройство может быть найдено даже у детей до 3-х лет.
5. Не аутистическое
Нарушение социальных связей ребенка не относится к расстройства аутистического характера. Важно отсутствие других аутистических нарушений, таких как ритуалистическое и повторяющееся поведение и трудности в коммуникациях. В отношениях со взрослыми, как правило, проявляются способности к социальной взаимности и отзывчивости. Но, пока ребенок живет в неблагоприятных социальных обстоятельствах, его социальный потенциал может быть незаметен. Терапией в таких случаях может выступать благоприятная воспитательная среда.
6. Умственный возраст более 10-12 месяцев.
У ребенка с тяжелой генерализованной недостаточной обучаемостью избирательные привязанности могут не проявляться только по причине недостижения этим ребенком умственного возрасте, когда они могут проявиться в принципе. Это не основание для дополнительного диагноза расстройства привязанности.
7. Патогенное попечение
Неоднократная замена основного воспитателя считается аномальной воспитательной ситуацией. Она препятствует образованию стабильных привязанностей. Также на привязанности влияет устойчивое пренебрежение основными эмоциональными или физическими потребностями ребенка со стороны родителей или воспитателей. Расстройство привязанности, как правило, связано с патогенным попечением, но это не является диагностическим требованием по МКБ-10.
Для ранней диагностики расстройства привязанности у детей на приеме педиатр обращает особенное внимание на отношения матери и ребенка. Врач должен поинтересоваться взаимоотношениями между всеми членами семьи, последствиями этих отношений. Врачи отмечают для себя стиль воспитания ребенка, удовлетворение его интересов, отношение к учебе, наличие своего пространство (рабочий стол, спальное место и т. п.).
Врачи узнают о таких аспектах:
- частота соматических заболеваний
- быстрота выздоровления
- «необъяснимые» соматические симптомы
- неадекватная реакция на проводимую терапию
- влияние ухода других членов семьи (кроме матери) на течение болезни – с кем-то ребенку может быть легче, а с кем-то его состояние усугубляется
- как мать относится к заболеваниям сына/дочери (например, у нее может не быть надежд на быстрое выздоровление, или мать склонна преувеличивать тяжесть заболевания)
- наличие сформировавшегося в семье понятия «у нас ребёнок крайне болезненный».
При диагностике расстройства привязанности у детей следует проводить дифференциацию с некоторыми состояниями ребенка. При тяжелых гиперактивных расстройствах (например, гиперкинез) у ребенка может быть неразборчивое дружелюбие и расторможенность, как и при расстройстве привязанности. Такие же симптомы могут быть при мании, а также после повреждения лобной доли (как результат закрытой черепно-мозговой травмы).
При социальной фобии и застенчивости может быть отмечено торможение. Обычно заметно, что застенчивые и социально тревожные дети привязаны к своим маме и папе. Это может быть трудно диагностировать при тяжелой генерализованной недостаточной обучаемости у ребенка.
Врач при оценке ребенка собирает историю болезни, отпрашивая родителей, воспитателей или других близких людей ребенка и наблюдает малыша в различных обстоятельствах. Оцениваются различные аспекты привязанности:
1. Безопасное прибежище
Врач узнаёт, есть ли у ребенка люди, к которым он может обратиться в тяжелое для него время? Может ли он получить у кого-то утешение и доверять кому-то? Дети, у которых обнаруживают расстройство привязанности, могут не искать утешения или искать его нестандартными для детей его возраста способами.
2. Надежная основа
Ребенок может отважиться выйти исследовать окружающую среду, возвращаясь к близким людям, когда это нужно для его безопасности? При расстройстве привязанности ребенок может быть заторможен, когда ему предстоит исследовать внешнюю среду, или же может быть расторможен, но не будет уделять внимание своей безопасности.
3. Связь любви
У ребенка может быть отсутствие любви, или же любовь может выявляться неразборчиво.
4. Избирательность
Ребенок выбирает фигурами привязанности незнакомых или малознакомых взрослых, ищет у них утешения, выказывает теплые чувства или цепляется к ним при расстройстве привязанности.
5. Обращение ролей
Ребенок чувствует себя воспитателем, проявляя это по отношению к взрослым (родителям, учителям) или сверх меры их контролирует.
Также полная оценка включает установление времени начала проблем, тип и качество воспитания сейчас и в прошлые годы. Также врачи учитывают более широкие социальные нарушения. Например, следует уточнить, насколько хорошо ребенок идет на контакт с одногодками и другими детьми? Имеет ли он склонность игнорировать или нападать морально или физически на других, когда зол или расстроен?
Врачи наблюдают, есть ли у малыша признаки тяжелой генерализованной недостаточной обучаемости и аутистических нарушений. Эти отклонения похожи на расстройства привязанности, потому важен дифференциальный диагноз. Вероятно, врачи будут принимать во внимание гиперкинез или травму мозга как альтернативное объяснение чрезмерной фамильярности со взрослыми, плохих контактов с потенциальными товарищами и друзьями. Но неспособность искать утешение у фигуры привязанности при страдании не объясняется гиперкенезом или травмой мозга.
Оценка полученного ребенком воспитания
Врачи должны узнать общее количество главных воспитателей и сравнить его с числом замен. Также определяется качество воспитания – насколько оно теплое, эмоционально доступное, есть ли со стороны воспитателей враждебность по отношению к ребенку или жестокое обращение. Информантами могут выступать не только родители, но и другие близкие родственники или патронажные сестры. Врач проводит прямое наблюдение взаимодействия между ребенком и его теперешним воспитателем, акцентируясь на нечутком или несоответствующем реагировании и необычном поведении малыша.
Основной целью ведения является улучшения воспитательной среды ребенка. Социальным службам и судам предоставляется соответствующая консультация по этой теме. Если с ребенком на данный момент плохо обращаются, следует заменить воспитателей. Если ребенок часто менял приемные семьи или вырос в детском доме, где часто менялись воспитатели и няни, то ему необходимы усыновители, постоянные приемные родители.
Ранние трудности с привязанностью можно ликвидировать, улучшив социальные обстоятельства ребенка – как было сказано, ему нужна стабильная и заботливая, любящая семья. Но так проблема привязанности не ликвидируется на 100%. То, насколько такие дети после взросления станут пренебрегающими или жестокими родителями, зависит не только от обстоятельств во взрослом возрасте, но и от степени их применения со своим прошлым. Они должны осознать, что были брошены своими воспитателями, смогли пройти это и двинуться дальше.
У младенца привязанность возникает от врожденной необходимости в связи с человеком, который будет его «обслуживать», то есть удовлетворять биологические потребности, такие как тепло, пища, защита от внешних раздражителей и угроз.
Для нормального развития привязанности у ребенка необходим психологический комфорт, который влияет на формирования у младенца чувства защищённости и доверия к окружающему миру. Важно формирование у матери привязанности к младенцу и ее желание заботиться о нем. Адекватность, зрелость поведения матери закладывает основы привязанности у ребенка и основы его психического здоровья. Потому опыт отношения родителей и детей в первые года жизни влияет на психологическое, социальное и личностное развитие ребенка, в том числе на формирование нормальной привязанности.
Комментариев пока нет, поделитесь Вашим мнением - оно очень важно для нас.