Посттравматическое стрессовое расстройство у детей

В 1980 году посттравматическое стрессовое расстройство (ПТСР) было признано таковым Американской Психиатрической Ассоциацией в DSM-III. Была описана типичная триада: навязчивые мысли, эмоциональное оцепенение и избегание, а также физиологическое гипервозбуждение. В похожей форме посттравматическое стрессовое расстройство выявляется у детей.

Оно возникает как следствие испытанного ребенком бедствия или грубого насилия или бы свидетелем таких ситуаций. Также может возникать после сексуального или физического плохого обращения, автомобильных катастроф, медицинских процедур, угрожающих жизни заболеваний. Более распространенной причиной является насилие – физическое и сексуальное. Также малыши часто становятся свидетелями серьезного домашнего и убийства в ходе споров между родителями и другими близкими людьми.

Было проведено исследование с применением критериев DSM, в результате которого посттравматическое стрессовое расстройство нашли у 100% сексуально растленных детей, у 70% подвергшихся физическому насилию и у 60% переживших бедствия.

Часто ПТСР не диагностируется, лечение не проводится.

К каким врачам следует обратится:

Что провоцирует / Причины Посттравматического стрессового расстройства у детей:

Модерирующие переменные

В детстве и у взрослых одинаковые травмы могут вызвать разную реакцию, привести к разным последствиям. Это может возникать по причине разных темпераментов, различий в личности или генетической подверженности специфическим расстройствам. Также могут играть роль некоторые когнитивные свойства, к примеру, развитость навыков решения проблем.

Также предполагается, что дети лучше умеют амортизировать стресс, если у них хорошие взаимоотношения с одним родителем (мамой или папой), дружная и любящая друг друга семья, поддержка большого количества учителей/воспитателей и одногодок. А нарушают устойчивость противопложные факторы, такие как разлады в семье, проблемы в отношениях с потенциальными друзьями и окружающими людьми, серьезное социальное неблагополучие.

Симптомы Посттравматического стрессового расстройства у детей:

Посттравматическое стрессовое расстройство у детей

Симптомы посттравматического стрессового расстройства у ребенка делят на такие группы:

- отказ воспринимать реальность

- повторные переживания

- повышенная возбудимость.

Но не значит, что перечисленные ниже симптомы будут абсолютно у всех переживших травму детей. Тут представлен наиболее полный список симптомов.

1. Отказ воспринимать реальность

а) попытки избежать мест, людей и видов деятельности, которые напоминают малышу о перенесенной травме;

б) ребенок стремится избегать чувств, мыслей и разговоров, что связаны с травмирующим событием;

в) малышу становятся не интересны занятия, которые он любил раньше;

г) возникает ощущение чужеродности и отрешенности от окружающих людей;

д) ребенок не хочет думать о будущем и обсуждать что-либо, связанное с будущим;

е) ребенку сложно ощущать и выражать положительные эмоции, такие, например, как радость.

2. Повторные переживания

а) навязчивые воспоминания о травме и связанные с этим страшные сны;

б) повторяющееся переживание травмы – ребенок ощущает незаконченность негативного события, переживает его прямо сейчас;

в) ощущения подавленности и тревоги вследствие возникновения стимулов, которые обозначают для ребенка травму или связаны с ней каким-то образом.

3. Повышенная возбудимость

а) нарушается сон;

б) появляется вспыльчивость и вспышки гнева;

в) ребенок постоянно готов к чему-то плохому;

г) возникают сложности с сосредоточением и учебой;

д) резко реагирует на внезапные движения и неожиданные звуки.

Повторяющееся чувство вины у ребенка связано с поведением его во время травматического события.Расщепление личности выражается в забывании важных моментов трагического события и в ощущении оторванности от себя – «будто я уже не я».

Диагностика Посттравматического стрессового расстройства у детей:

Диагностические критерии посттравматического стрессового расстройства у детей: по окончанию травматического события ребенок минимум месяц испытывает симптомы, которые описаны выше. Помимо них, у ребенка повышенный уровень общих страхов и тревога, бывают панические атаки. При разлуке с близкими людьми дети могут захотеть спать в одной кровати с родителями, даже если ребенку 16-17 лет.

Многие дети с симптомом ПСТР становятся раздражительными и сердитыми, что проявляется в их поведении с окружающими. Если во время трагического события погибли друзья или близкие, дети начинают винить себя за то, что выжили, а кто-то умер. Наиболее поражены данному расстройству те детки, кто вплотную приблизился к смерти.

Общая тревога и депрессия, как правило, со временем уменьшаются, а специфические страхи и избегание могут быть удивительно устойчивы. Все больше документальных подтверждений тому, что эти симптомы сопровождаются длительными внутренними физиологическими эффектами. Как пример – после землетрясения в Армении через 5 лет у детей с симптомами навязчивого повторного переживания травмы все еще был повышен уровень кортизола в состоянии покоя.

Лечение Посттравматического стрессового расстройства у детей:

Дети должны говорить о своей травме со специалистами и с теми взрослыми, кто неравнодушен к их беде (родственники). Возможно, что по причине навязчивых мыслей у них появился страх сойти с ума. Потому дети должны услышать, что их состояние это нормальная реакция на произошедшие события. Это положит начало попыткам примириться со случившимся и жить полноценной жизнью, откинув навязчивые мысли.

Когда взрослые считают, что о травме и ее последствиях не следует говорить, «чтобы не расстраивать ребенка», или сами боятся того, что может быть сказано, дети часто догадываются об этом и хранят молчание, чтобы угодить им.

Для лечения детей применяют иногда несколько когнитивных подходов и воздействий, которые показали свою эффективность, когда были применены для лечения взрослых пациентов с таким же диагнозом.

Иногда выявляют механизмы, что запускают приступы тревоги, тогда на них воздействуют, обучая ребенка релаксации и другим методикам снижения тревоги. За этим можно начать ступенчатое (постепенное) воздействие обстановкой бедствия; для того, чтобы преодолеть избегание, воздействие, как правило, должно быть живым и долгим.

Эффективность имеют также групповые обсуждения с товарищами по несчастью и их родителями, но они должны продвинуться дальше выражения чувств и принять более терапевтическое направление.

В начале 1990-х был разработан метод десенситизации и переработки движением глаз, который заключается в том, что детей просят вообразить травмирующее событие и одновременно с этим следить движениями глаз за рукой психотерапевта, которая перемещается в поле зрения на значительные расстояния. Словесные обсуждения тут не применяются. У некоторых детей травмирующие образы перестают быть таковыми, больше не вызывают тревоги.

Если у ребенка есть трудности с засыпанием, можно слушать в кровати запись музыки или сказки, чтобы отогнать неприятные навязчивые мысли, связанные с травмирующим событием. Плохие сны обсуждаются днем с родителями, чтобы ребенок приписал им словами хорошее окончание вместо негативного. Если родители детей во время бедствия были убиты, может быть жизненно важным помочь детям и их новым воспитателям приспособиться к потребностям каждого из них. Им может понадобиться помощь, чтобы отличить горе от страха, вызванного происшедшим.

Профилактика Посттравматического стрессового расстройства у детей:

В ближайшее время после травмирующего события (не более 2 недель) можно провести дебрифинг, чтобы предупредить посттравматическое расстройство у детей. Но этот метод вызывает сомнения в своей эффективности. Листки, предупреждающие молодых людей и их родителей о возможных эмоциональных последствиях, вероятно полезны, и их все больше и больше предоставляют благотворительные организации.

Комментариев пока нет, поделитесь Вашим мнением - оно очень важно для нас.

Добавить комментарий