Нарушения речи у детей

Психиатрические проблемы и специфические нарушения речи часто связаны. Первый вариант – причина их может быть едина – аномалии мозга, препятствующие «высшим функциям». Нарушения речи могут быть также  вызывать фрустрацию и изоляцию, поскольку речь является мощным орудием мышления и решения жизненных задач, это средство получения чего-либо от людей. Третий вариант – одно и то же расстройство социального общения речевым психотерапевтом может быть истолковано как проблема речи, а специалистом по психическому здоровью – как психиатрическая проблема.

Эпидемиология

Существуют разные оценки распространенности специфических нарушений речи. Это вызвано в том числе отсутствием единого определения и единых диагностических критериев расстройств речи у детей. Существуют тяжелые и устойчивые расстройства, что приводят к существенным социальным нарушениям и возникают у малышей с нормальным уровнем интеллектуального развития. Это довольно редкие явления – менее 0,1% от всех случаев расстройств речи.

Также существуют широко определенные науршения речи у детей, распространенность которых достигает от 15 до 25%. Но у многих таких детей относительно небольшие задержки или проблемы с артикуляцией, которые либо не приводят к социальным нарушениям, либо приводят к небольшим, и сводятся «на нет» без лечения.

У 1-5% детей школьного возраста могут быть значительные проблемы с речью. В основном расстройства речи встречаются у мальчиков и парней. Соотношение с пораженным женским полом составляет 2-3:1.

К каким врачам следует обратится:

Симптомы Нарушений речи у детей:

У детей могут быть проблемы с:

- артикуляцией (нарушено образование звуков)

- просодией (нарушено выражение и понимание тона голоса и интонации собеседника)

- синтаксисом (нарушения касаются образования и понимания грамматически правильных предложений)

- семантикой (нарушена способность кодировать значение словами и декодировать значение из слов)

- прагматикой (нарушена способность использовать речи и понимать контекст, чтобы улавливать скрытые посылы, которые не выражены в сказанном явно).

Расстройства речи у детей

Виды нарушений речи у детей:

1. Фонологически-синтаксические

Проблема возникает не с содержанием речи, а с формой. Ребенок имеет желание коммуницировать, но у него проблемы с синтаксисом, артикуляцией или с тем и другим. Бывают случаи сугубо артикуляционных проблем. Сверстники могут дразнить таких детей.

Если у ребенка расстройства экспрессивной речи, то речь развивается в более позднем возрасте, чем обычно, и синтаксические структуры на несколько лет отстают от возрастного уровня. Понимание нормальное, но артикуляция может быть также не совсем правильной. Более редко случается расстройство рецептивной речи – когда у ребенка проблемы с экспрессией речи, а также с ее пониманием и произношением (артикуляцией).

2. Семантически-прагматическое

Проблемы не с формой речи, а с ее использованием и содержанием. В типичных случаях артикуляция и синтаксис нормальные, формальные тесты речи ребенок проходит успешно, но у него есть проблемы с повседневными разговорами и пониманием, которые родителям и учителям трудно описать. Сказанное ребенок часто понимает буквально, не может уловить контекст.

Когда ребенок что-то рассказывает, он не фиксирует в речи ключевые детали, потому связанная последовательность рассказа нарушается. Речь часто звучит как бессвязный монолог. Существуют так называемые просодические нарушения, включающие аномальные интонации и монотонное произношение. Точно не описана связь между семантически-прагматическим расстройством и расстройствами аутистического спектра.

3. Синдром Ландау-Клеффнера или приобретенная эпилептическая афазия

Такое расстройство встречается редко, проявляется как потеря речевых навыков после нормального развития ребенка. Данный синдром начинается у детей с 3-х до 9-ти лет. Потеря не случается резко, на это требуются месяцы, но бывают случаи, когда потеря речи более быстрая. Сначала ребенок всё хуже воспринимает устную речь. У родителей при этом иногда возникают подозрения на глухоту, но при походе к доктору оказывается, что пороги слышимости в пределах нормы.

После потери понимания наступает потеря ребенком экспрессивной речи. Приблизительно у 50-70% пораженных детей возникают припадки – генерализированные или простые парциальные. Случаются они в основном в ночное время. Сначала ребенок рассеянный, тревожный, бывают вспышки гнева. Родители могут принять невосприимчивость ребенка за злой умысел. У пораженных детей бывает гиперактивность в некоторой степени.

Сопутствующие учебные трудности

При тяжелых и устойчивых расстройствах речи есть большой риск трудностей в учебе, даже при нормальном интеллектуальном уровне ребенка, который оценивают по невербальным методикам. В основном могут быть проблемы с чтением и правописанием, но не исключены трудности с математическими науками. При расстройствах рецептивной и экспрессивной речи риски больше, чем при проблемах с произношением. Если проблемы у ребенка только с артикуляцией, трудностей в учебе может не быть.

Сопутствующие психиатрические и личностные проблемы

Многие исследования показали, что у детей с проблемами речи повышенные психиатрические риски. Психиатрические проблемы могут появиться либо по причине расстройств речи непосредственно, либо по той же причине, по которой появились и сами речевые расстройства.

Большой риск тревожных расстройств, проблем с социальными отношениями и дефицита внимания. Более заметны такие проблемы у старших детей. При низком интеллекте могут быть психопатологии – риск выше, чем у детей с нормальным IQ. Эмоциональные проблемы могут быть при расстройстве рецептивной, экспрессивной, артикуляционной речи.

При рецептивных проблемах с речью большой риск социальных нарушений, что похожи на аутистические. Они проявляются больше по мере взросления ребенка. Согласно одному исследованию, неспособность устанавливать дружеские или любовные взаимоотношения во многих случаях отражала первичный недостаток социального интереса и навыков, а не была вторичным следствием социальных ограничений, которые были спровоцированы трудностями в общении.

Диагностика Нарушений речи у детей:

Дифференциальный диагноз и оценка

Следует отличать речевые расстройства (нарушения) от нарушений слуха. Необходима адекватная оценка слуха. Задержка речи может проявляться в рамках генерализованной недостаточной обучаемости, потому важны тексты общей умственной способности. При тяжелых проблемах с речью применяют тесты невербальных способностей.

С помощью тестов общей умственной способности также отличают избирательную потерю речевых навыков при синдроме Ландау-Клеффнера от общей потери когнитивных навыков при прогрессивных деменциях детского возраста.

Должна быть проведена общая психиатрическая оценка, потому что при расстройствах аутистического спектра может быть задержка и отклонения речи, аутистические расстройства даже могут начинаться с «регресса» развития, при котором теряются установившиеся речевые навыки.

Элективный мутизм – диагноз детей, которые понимают чужую речь, но сами говорят только с узкой группой малознакомых людей и только в специфических обстоятельствах. Скорее всего, в большинстве случаев ключевым фактором является социальная тревога, но она может усугубляться сосуществующими небольшими проблемами с речью. Существует много специфических тестов артикуляции, а также экспрессивной и рецептивной речи. К примеру, в США и Англии используют Основы клинического оценивания речи.

Лечение Нарушений речи у детей:

Вмешательства при расстройствах речи

Вмешательства оказывают значительный эффект при экспрессивных и фонологических расстройствах речи. При трудностях в рецептивной речи эффективность вмешательств не доказана. При трудностях у детей в экспрессивной речи лечение, проводимое родителями под руководством специалиста, настолько же эффективное, как и лечение, которое проводят клиницисты. Некоторые исследования показали, что у детей с фонологическими или рецептивными трудностями речи, лечение, проводимое клиницистами, более эффективно.

Прогноз развития речи

Прогноз развития речи зависит и от типа расстройства речи и от наличия сопутствующих когнитивных нарушений. Хуже прогноз, когда у ребенка низкий интеллектуальный уровень и расстройства речи. Самый высокий шанс выздороветь – у детей с чистыми артикуляционными проблемами. Минимальный шанс выздороветь у детей с расстройством рецептивной речи. Ребенок с расстройством рецептивной речи и нормальным IQ может достичь достаточного прогресса к взрослой жизни для того, чтобы довольно хорошо общаться, но у него сохраняются в большей или меньшей мере дефициты речи. Дефициты в использовании и содержании речи могут быть очень устойчивы, как показали некоторые исследования. При синдроме Ландау-Клеффнера единого прогноза нет, а если симптомы проявляются у детей до пяти лет, тяжелые проблемы будут устойчивыми.

Комментариев пока нет, поделитесь Вашим мнением - оно очень важно для нас.

Добавить комментарий