Классификации болезней МКБ-10 и DSM-IV для обозначения генерализованной недостаточной обучаемости используют выражение «умственная отсталость», но в обществе и среди специалистов такой термин считается оскорбительным. Хотя в США термин «недостаточная обучаемость» часто применяют к детям, у которых нормальный интеллектуальный уровень, но есть некоторые проблемы с чтением и письмом, всё же этот термин можно применять для детей с умственной отсталостью.
Генерализованная недостаточная обучаемость – состояние ребенка, которое характеризуется снижением интеллекта до уровня ниже 69. Есть две формы ГНО у детей – легкая и тяжелая. При легкой IQ колеблется в пределах от 50 до 69, а при тяжелой его уровень – менее 50. Также данное состояние включает нарушенное социальное функционирование, в том числе сниженную личную независимость или необходимость специального ухода и защиты. У большинства детей и подростков имеются также образовательные проблемы, но при определении генерализованной недостаточной обучаемости у детей они не считаются основными.
Распространенность
1. Легкая ГНО
Эта форма определяется по критериям IQ. Большинство детей с таким интеллектом не выявляются, как правило, ни образовательными, ни медицинскими службами. Иногда она нормально функционируют в обществе и имеют достаточную успеваемость в школе, потому сложно понять, что у ребенка легкая форма генерализованной недостаточной обучаемости.
2. Тяжелая ГНО
Диагностируется при IQ ребенка менее 50. Они выявляются органами здравоохранения, школами и прочими образовательными заведениями, а также социальными службами. Выявить их помогают тяжесть в образовательном процессе, а также физические особенности, к примеру, эпилепсия или церебральный паралич.
Легкая форма генерализованной недостаточной обучаемости у детей появляется как следствие полигенных и средовых факторов. Под полигенным компонентом понимают генетическое наследие. Психосоциальный компонент также оказывает влияние на уровень интеллекта.
Легкая форма ГНО может возникать вследствие таких неблагоприятных психосоциальных факторов как безразличие родителя к достижениям ребенка в учебе, сниженный доступ к книгам, недостаток ранней стимуляции. Также на ребенка может влиять неблагоприятная экологическая ситуация. К примеру, очень вреден повышенный уровень свинца.
Тяжелая форма ГНО у детей объясняется органическими причинами, которые делят на группы по фактору времени их появления: пренатальные, перинатальные, постнатальные. К пренатальным причинам относят дефекты одного гена, хромосомные аномалии, фетальный алкогольный синдром, внутриутробные инфекции. К перинатальным относят тяжелую желтуху новорожденных, внутрижелудочковое кровоизлияние у недоношенных новорожденных. На сегодня ставится под сомнение, что на ГНО влияют акушерские осложнения. Постнатальные причины ГНО у ребенка это менингит, энцефалит, тяжелое отравление свинцом, травма вследствие насилия в отношении ребенка или несчастного случая. Сюда относят синдром ломкой Х-хромосомы и фетальный алкогольный синдром, а также:
1. Синдром Дауна
Встречается у одного из 600 новорожденных. Риск выше у матерей от 35-ти лет. Синдром Дауна является причиной 1/3 всех случаев генерализованной недостаточной обучаемости. Физические признаки ребенка с таким диагнозом: голова маленькая, лицо круглое, разрез глаз косой, наблюдаются складки эпикантуса, большой язык с бороздами, уши посажены низко, рост низкий, складка ладонная одна, маленькие пальцы рук загнуты внутрь, наблюдается гипотония. Для детей с синдромом Дауна характерны пороки ЖКТ и сердца. В дальнейшем у них бывает глухота, болезнь Альцгеймера, лейкемия.
2. Расстройства одного гена
Такие расстройства в большинстве своем аутосомно-рецессивные. Исключения составляют связанные с полом синдромы Леша-Найхана и Хантера, а также – аутосомно-доминантные нейрофиброматоз и туберозный склероз.
3. Аномалии половых хромосом
У детей с синдромом Тернера и синдромом Клайнфелтера, как правило, интеллект в норме, хотя и фиксируют некоторый избыток легкой и тяжелой ГНО.
Модель двух популяций
Проводят различие между двумя видами ГНО у детей: органической и вариантом нормы. Если ГНО появилась вследствие органических заболеваний, у ребенка наблюдается низкорослость, больше медицинских проблем. Если это вариант нормы, у ребенка имеется много родственников ниже среднего роста. Но никакая граница роста не может полностью разграничить группу вариантов нормы от органической.
Две разные популяции можно выявить по уровню интеллекта, но не полностью. Тяжелая ГНО в сравнении с легкой чаще связана с неврологическим расстройством и реже – с социальным неблагополучием. Если у ребенка легкая генерализированная недостаточная обучаемость, есть большая вероятность, что у его родственников (кого-то из них, как минимум) IQ ниже среднего.
Характеристики тяжелой и легкой генерализованной недостаточной обучаемости (данные Broman et al, 1987 год).
Тяжелая ГНО | Легкая ГНО | |
Серьезное расстройство ЦНС | 72% | 14% |
Распространенность: | ||
высокий социально-экономический статус | 0,4% | 0,3% |
низкий социально-экономический статус | 0,8% | 3,3% |
Мужской пол | 63% | 46% |
Средний IQ братьев и сестер | 103 | 85 |
Зачастую направление к педиатру дети с тяжелой генерализованной недостаточной обучаемостью получают из-за замедленного развития или физических аномалий, которые замечают родители или же которые выявляются при скрининге развития. Легкая ГНО может остаться необнаруженной, пока ребенок не пошел в школу.
Отец, мать и учителя могут почти точно оценить умственный возраст ребенка. Но они могут и допустить ошибки. Например, если у ребенка плохие показатели вербальных тестов и нехватка «здравого смысла», можно предположить, что у ребенка тяжелая форма ГНО. Но у него может быть аутизм и нормальный интеллектуальный уровень.
Частые ситуации, когда учителя не знают, что у ребенка легкая форма ГНО, его средние оценки объясняя недостаточным старанием, проблемами эмоционального плана или социальным неблагополучием. Потому они начинают давить на ребенка или же ему не обеспечивают адекватные его потребностям образовательные условия. Потому нельзя при диагностике ориентироваться только на слова родителей и учителей, нужно применять формальное психометрическое тестирование. Измеряют уровень IQ и выводят полезный профиль сильных и слабых когнитивных сторон ребенка.
Для диагностики генерализованной недостаточной обучаемости у детей требуется:
1. Детальная история болезни, с подробностями, касающимися семейной истории, пренатальных инфекций, воздействию алкоголя на плод.
2. Внимательный физический осмотр, с акцентированием на неврологические признаки, кожные признаки нейрокутанныых синдромов, признаки дисморфизма.
3. Индивидуально подобранные специальные исследования, чтобы выявить хромосомные аномалии и т. д.
Следует стремиться обеспечить ребенку наиболее нормальную жизнь в обществе, насколько это возможно.
Социальное обеспечение
Дети максимально нормально развиваются, если находятся в семье, а не в детском доме. Родители могут заручиться дополнительной поддержкой и помощью, если чувствуют существенное бремя. Можно обратиться к социальным службам. Если семья решает, что не может справиться с воспитанием такого ребенка, его можно поместить в альтернативную семейную обстановку. В таких случаях организуют усыновление или долгосрочное воспитание в приемной семье. В крайне редких случаях детей помещают в специальное заведение.
Обеспечение образования
Все дети имеют право на образование, даже если процесс у них вызывает трудности. Ребенку не могут отказать в получении образования. Детей с тяжелой формой генерализованной недостаточной обучаемости чаще всего отдают в специальную школу или специальное подразделение в пределах общеобразовательной школы. А дети с легкой формой ГНО могут учиться в обычных школах.
Медицинское обеспечение
Обычно ребенку и его семье требуется семейный доктор и педиатрическая команда, которая размещается в центре развития ребенка. При этом не обязательно участие детской службы психического здоровья, но оно может быть полезно для большой части детей с генерализованной недостаточной обучаемостью, у которых имеются сосуществующие психиатрические проблемы.
Существуют профилактические меры, которые могут минимизировать органические синдромы, которые приводят (но не всегда) к ГНО у детей. Вакцинация от краснухи помогает предотвратить внутриутробную краснуху. Чтобы у беременной не возникли дефекты нервной трубки, назначают добавку фолиевой кислоты в период зачатия и в начале беременности, а фетальный алкогольный синдром можно предотвратить советом по неупотреблению алкоголя во время беременности.
Многие органические синдромы диагностируются, когда ребенок находится в утробе. Делают анализы крови, УЗИ, забора проб ворсинчатого хориона и амниоцентеза. Специфическое лечение возможно редко, но родители могут выбрать прерывание беременности.
Скрининг новорожденных на фенилкетонурию, галактоземию и гипотиреоидизм позволяет начать лечение до того, как возникнет необратимое повреждение мозга. Защитить детей от заболеваний, вызывающих менингит и энцефалит, может иммунизация. Уменьшить вторичные повреждения мозга после травмы головы можно с помощью мер, снижающих частоту несчастных случаев дома, физического насилия и автомобильных катастроф.
Комментариев пока нет, поделитесь Вашим мнением - оно очень важно для нас.