Осанка - привычное положение тела непринужденно стоящего человека - формируется в процессе физического развития ребенка и развития у него статико-динамических функций. Известно, что у ребенка параллельно с приобретением им навыков удерживания головы, сидения и стояния постепенно образуются физиологические кривизны позвоночника - изгиб в шейном отделе выпуклостью вперед (шейный лордоз), изгиб в поясничной области выпуклостью вперед (поясничный лордоз).
Большую роль в образовании подобных отклонений в положении плечевого пояса играет недостаточно гармоничное (неравномерное) развитие определенных мышечных групп, особенно на фоне общей слабости мускулатуры. Формирование крыловидных лопаток, например, связано со снижением силы ромбовидной, средней части трапециевидной и передней зубчатой мышц. Сведение плеч вперед зависит от преобладания силы грудных мышц и недостаточной силы мышц, сближающих лопатки, а свисающие плечи - результат недостаточной тяги верхней части трапециевидной и передней зубчатой мышц.
Некоторые нарушения осанки возникают в связи с изменением положения таза, а именно с изменением угла наклона его. При увеличении угла наклона переднего полукольца тазового пояса наблюдается усиление поясничного изгиба позвоночника (лордоз). Изменение положения таза может быть связано со снижением силы мышц, поддерживающих таз в положении равновесия - прямых мышц живота и задней группы мышц, перекидывающихся с таза на бедро и голень (ягодичные мышцы и сгибатели коленного сустава).
Необходимо иметь в виду, что подобное изменение осанки может зависеть и от других причин: смещения у тучных людей траектории тяжести тела кпереди, которое выравнивается путем прогибания в поясничной области; ношения обуви на высоких каблуках и др.
Волнообразная форма позвоночника и наличие буферных образований в виде межпозвоночных дисков, имеющих хрящевое строение, обеспечивают высокие рессорные качества, предохраняют от сотрясения внутренние органы и центральную нервную систему. Условия внешней среды (продолжительность и величина нагрузки, положение корпуса при учебных занятиях, работе) и функциональное состояние мускулатуры оказывают определенное влияние на форму позвоночника: нормально существующие изгибы могут усиливаться или уменьшаться, меняется положение плечевого и тазового пояса, может возникнуть наклонность к асимметричному положению тела.
Порочное положение тела при стоянии и сидении постепенно принимает характер стереотипа, и эта неправильная привычная установка может закрепиться. Наиболее типичные отклонения в осанке - сутулость, круглая, плоская спина, крыловидные лопатки, поясничный гиперлордоз. К дефектам осанки, связанным с изменением положения плечевого пояса, относятся сведенные вперед и
свисающие плечевые суставы, крыловидные лопатки.
Усиление поясничного лордоза отмечается и при некоторых патологических состояниях, например при двустороннем врожденном вывихе бедер, параличе ягодичных мышц у больных полиомиелитом. Усиление физиологических кривизн позвоночника особенно часто бывает связано с нарушением условий статической нагрузки на фоне сниженной функциональной способности мускулатуры.
К порочным положениям тела при сидении, принимаемым при учебных занятиях, следует отнести посадку с сильно согнутым вперед туловищем. Это положение может быть связано с сидением на далеко отставленном стуле или занятиям за слишком низким столом, а также с большим расстоянием книги или тетради от ребенка.
Большую роль в нарушениях осанки играет функциональное состояние мускулатуры. При слабом развитии мышц спины быстрее развивается их утомление, корпус ребенка при сидении принимает согнутое положение и удерживается преимущественно силой натяжения связочного аппарата позвоночника. Положение с согнутым туловищем может возникнуть также при стоянии (так называемая вялая осанка). У физически слабых детей иногда наблюдается сглаженность физиологических изгибов позвоночника (плоская спина).
Предупреждение нарушений осанки основано на проведении двух основных групп мероприятий:
Большое влияние на правильное развитие организма ребенка, являющееся одним из основных условий предупреждения возникновения различных нарушений осанки, оказывает общий гигиенический режим: регулярность в приеме пищи, гигиена сна, достаточное пребывание на воздухе, правильное сочетание учебы и отдыха, использование средств закаливания и др. Следует подчеркнуть значение для детей дневного отдыха и необходимость сна на полужесткой постели с небольшой подушкой под головой для сохранения правильного положения позвоночника.
Существенную профилактическую роль играет соблюдение специального режима, оказывающего благоприятное влияние на статику ребенка. Необходимо следить за правильным развитием у ребенка стати ко-динамических функций, начиная с младшего ясельного возраста: своевременно выкладывать на живот, воспитывать навык ползания, стояния и ходьбы, сопоставляя сроки обучения с общим физическим развитием и двигательными возможностями ребенка. Для предупреждения нарушений осанки у детей младшего возраста имеют значение, помимо рациональной мебели, достаточно просторная одежда, правильное положение и длина резинок для чулок. Начиная с дошкольного возраста особенно большое значение приобретает выработка у ребенка правильного положения тела при стоянии и сидении. При этом весьма важно своевременно устранить ряд порочных положений и поз, часть из которых обусловлена привычкой неправильно держаться (например, привычка сидеть с согнутым корпусом и расслабленными мышцами спины при учебных занятиях), часть же связана с нарушением правил школьной гигиены (например, отсутствием соответствия между высотой стола и стула).
Определенное профилактическое значение имеет уменьшение длительности статической нагрузки (стояние, сидение) при слабом физическом развитии ребенка. При наклонности к сутулости снижение нагрузки на позвоночник может быть достигнуто путем проведения учебных занятий за столом с косой установкой крышки (по типу чертежной доски), позволяющей ребенку отклонить корпус назад и опереться на спинку стула.
У подростка и взрослого можно также воспитать правильную осанку, вырабатывая рациональную позу при работе за верстаком, у станка, при канцелярских занятиях.
Не меньшее профлактическое значение имеет группа мероприятий, оказывающих влияние на общее физическое развитие и функциональное состояние мускулатуры, так как активное удержание корпуса, плечевого, тазового пояса и нижних конечностей в правильном положении возможно лишь при активном участии мышц. Для осуществления этой цели должны быть использованы дифференцированно подобранные упражнения утренней гигиенической гимнастики, физкультминутка во время уроков, перерывы между уроками, насыщенные физическими упражнениями прикладного и игрового характера.
В условиях школы следует обратить внимание на проведение во время учебных заняти физкультминутки, имеющей значение активного отдыха и способствующей восстановлению работоспособности мышц спины, а также физических упражнений на воздухе и в перерывах между уроками. Для этого необходимо, чтобы на школьном участке были установлены соответствующие снаряды (качели, вертикальные и горизонтальные лестницы, перекладины, бревно для балансирования и др.).
В общем комплексе средств, воздействующих на физическое развитие, особенно большая роль принадлежит правильно построенному уроку физкультуры, цель которого заключается в оказании общеукрепляющего влияния на организм ребенка, а не в выработке узких двигательных навыков спортивного характера. Правильный подбор спортивных успражнений, воспитание интереса к ним у школьника, внедрение их в режим дня ребенка также окажут большое влияние на его правильное и гармоничное развитие.
В утренней гимнастике внимание должно быть акцентировано на упражнениях, укрепляющих мышцы, сближающие лопатки, расширяющие грудную клетку, а также на упражнениях, усиливающих длиннейшие мышцы спины (разгибатели корпуса) и брюшной пресс. В связи с этим целесообразно физические упражнения производить не только стоя, но также из положений лежа на спине, на животе, стоя на четвереньках и включить в комплекс упражнения с гимнастической палкой. Приводим примерный комплекс упражнений.
Примерный комплекс упражнений утренней гигиенической гимнастики для детей с дефектами осанки
Использование перечисленных групп мероприятий достаточно для поддержания правильного физического развития здорового ребенка. Для детей с отклонениями со стороны общего физического развития, сниженной функциональной способностью определенных мышечных групп и недостаточной выносливостью к физической нагрузке должны быть организованы в школе дополнительные занятия физкультурой со специальной направленностью.
Подобные мероприятия имеют особенно большое профилактическое значение для детей, ослабленных недавно перенесенными заболеваниями, а также страдающих недостаточностью сердечнососудистой системы. Специальные физические упражнения, подобранные с учетом имеющихся у ребенка отклонений со стороны общего здоровья и физического развития, могут выполняться не только в условиях школы, но и дома в виде самостоятельных занятий.
Так, детям с наклонностью к сутулости (усиление общего изгиба позвоночника назад) и круглой спине (усиление грудного кифоза преимущественно в верхнем отделе позвоночника) особенно показаны напряженные выгибания корпуса с локализацией движения в грудной части позвоночника (а не в более подвижной поясничной).
Детям с крыловидными лопатками и сведенными кпереди плечевыми суставами полезны круговые движения руками назад, отведение их назад, сгибание рук к плечам, на затылок.
При свисающих плечевых суставах полезны отведение рук через стороы вверх, поднимание надплечий, вытягивание рук вверх с противодействием.
При наклонности к лордозированию позвоночника целесообразно из положения лежа на спине производить попеременные движения ногами ("велосипед", попеременное поднимание прямых ног), переходить из положения лежа в положение сидя, а также разгибать ноги в тазобедренных суставах из положения стоя и лежа на животе, что укрепляет ягодичные мышцы. При сглаженности физиологических изгибов позвоночника необходимо повысить функциональную способность мышц спины и живота. Для более интенсивного напряжения определенных мышечных групп полезны упражнения с легким отягощением (гантель массой 0,5-1 кг, медицинбол массой 1-2 кг в зависимости от возраста ребенка). Выработке более симметричного положения плечевого пояса помогают упражнения с гимнастической палкой (например, передача ее в колонне по одному через голову), переброской мяча, а также упражнения с самокоррекцией перед зеркалом.
Выработке правильной осанки способствуют также упражнения в балансировании и на равновесие (например, упражнения на бревне, на рейке гимнастической скамейки). Для улучшения осанки следует подчеркнуть пользу порядковых упражнений (построение, повороты, ходьба и др.).
С целью выработки правильной осанки, а также для проверки правильности ее могут быть использованы специальные тесты. Например, ребенок становится спиной к стене так, чтобы со стеной соприкасались затылок, лопатки, ягодичная область, голени, и делает шаг вперед, стремясь сохранить правильное положение тела.
Комментариев пока нет, поделитесь Вашим мнением - оно очень важно для нас.