Нарушения осанки

Осанка - привычное положение тела непринужденно стоящего человека - формируется в процессе физического развития ребенка и развития у него статико-динамических функций. Известно, что у ребенка параллельно с приобретением им навыков удерживания головы, сидения и стояния постепенно образуются физиологические кривизны позвоночника - изгиб в шейном отделе выпуклостью вперед (шейный лордоз), изгиб в поясничной области выпуклостью вперед (поясничный лордоз).

Оглавление

Что провоцирует / Причины Нарушения осанки:

Большую роль в образовании подобных отклонений в положении плечевого пояса играет недостаточно гармоничное (неравномерное) развитие определенных мышечных групп, особенно на фоне общей слабости мускулатуры. Формирование крыловидных лопаток, на­пример, связано со снижением силы ромбовидной, средней части трапециевидной и передней зубчатой мышц. Сведение плеч вперед зависит от преобладания силы грудных мышц и недостаточной силы мышц, сближающих лопатки, а свисающие плечи - результат недоста­точной тяги верхней части трапециевидной и передней зубчатой мышц.

Некоторые нарушения осанки возникают в связи с изменением положения таза, а именно с изменением угла наклона его. При увеличении угла наклона переднего полукольца тазового пояса на­блюдается усиление поясничного изгиба позвоночника (лордоз). Из­менение положения таза может быть связано со снижением силы мышц, поддерживающих таз в положении равновесия - прямых мышц живота и задней группы мышц, перекидывающихся с таза на бедро и голень (ягодичные мышцы и сгибатели коленного сустава).

Необходимо иметь в виду, что подобное изменение осанки может зависеть и от других причин: смещения у тучных людей траектории тяжести тела кпереди, которое выравнивается путем прогибания в по­ясничной области; ношения обуви на высоких каблуках и др.

Патогенез (что происходит?) во время Нарушения осанки:

Волнообразная форма позвоночника и наличие буферных образований в виде межпозвоночных дисков, имеющих хрящевое строение, обеспечивают высокие рессорные ка­чества, предохраняют от сотрясения внутренние органы и централь­ную нервную систему. Условия внешней среды (продолжительность и величина нагрузки, положение корпуса при учебных занятиях, работе) и функциональное состояние мускулатуры оказывают оп­ределенное влияние на форму позвоночника: нормально существу­ющие изгибы могут усиливаться или уменьшаться, меняется поло­жение плечевого и тазового пояса, может возникнуть наклонность к асимметричному положению тела.

Порочное положение тела при стоянии и сидении постепенно принимает характер стереотипа, и эта неправильная привычная установка может закрепиться. Наиболее типичные отклонения в осанке - сутулость, круглая, плоская спина, крыловидные лопатки, поясничный гиперлордоз. К дефектам осанки, связанным с измене­нием положения плечевого пояса, относятся сведенные вперед и
свисающие плечевые суставы, крыловидные лопатки.

Усиление поясничного лордоза отмечается и при некоторых па­тологических состояниях, например при двустороннем врожденном вывихе бедер, параличе ягодичных мышц у больных полиомиелитом. Усиление физиологических кривизн позвоночника особенно часто бывает связано с нарушением условий статической нагрузки на фоне сниженной функциональной способности мускулатуры.

К порочным положениям тела при сидении, принимаемым при учебных занятиях, следует отнести посадку с сильно согнутым вперед туловищем. Это положение может быть связано с сидением на далеко отставленном стуле или занятиям за слишком низким столом, а также с большим расстоянием книги или тетради от ребенка.

Большую роль в нарушениях осанки играет функциональное состояние мускулатуры. При слабом развитии мышц спины быстрее развивается их утом­ление, корпус ребенка при сидении принимает согнутое положение и удерживается преимущественно силой натяжения связочного ап­парата позвоночника. Положение с согнутым туловищем может возникнуть также при стоянии (так называемая вялая осан­ка). У физически слабых детей иногда наблюдается сглаженность физиологических изгибов позвоночника (плоская спина).

Лечение Нарушения осанки:

Предупреждение нарушений осанки основано на проведении двух основных групп мероприятий:

  • организации благоприятных для ребенка условий внешней среды (условий статической нагрузки);
  • улучшения физического развития ребенка путем широкого ис­пользования различных видов физических упражнений.

Большое влияние на правильное развитие организма ребенка, являющееся одним из основных условий предупреждения возник­новения различных нарушений осанки, оказывает общий гигиени­ческий режим: регулярность в приеме пищи, гигиена сна, доста­точное пребывание на воздухе, правильное сочетание учебы и от­дыха, использование средств закаливания и др. Следует подчеркнуть значение для детей дневного отдыха и необходимость сна на полу­жесткой постели с небольшой подушкой под головой для сохранения правильного положения позвоночника.

Существенную профилактическую роль играет соблюдение спе­циального режима, оказывающего благоприятное влияние на статику ребенка. Необходимо следить за правильным развитием у ребенка стати ко-динамических функций, начиная с младшего ясельного воз­раста: своевременно выкладывать на живот, воспитывать навык ползания, стояния и ходьбы, сопоставляя сроки обучения с общим физическим развитием и двигательными возможностями ребенка. Для предупреждения нарушений осанки у детей младшего возраста имеют значение, помимо рациональной мебели, достаточно простор­ная одежда, правильное положение и длина резинок для чулок. Начиная с дошкольного возраста особенно большое значение при­обретает выработка у ребенка правильного положения тела при стоянии и сидении. При этом весьма важно своевременно устранить ряд порочных положений и поз, часть из которых обусловлена привычкой неправильно держаться (например, привычка сидеть с согнутым корпусом и расслабленными мышцами спины при учебных занятиях), часть же связана с нарушением правил школьной гигиены (например, отсутствием соответствия между высотой стола и стула).

Определенное профилактическое значение имеет уменьшение длительности статической нагрузки (стояние, сидение) при слабом физическом развитии ребенка. При наклонности к сутулости сни­жение нагрузки на позвоночник может быть достигнуто путем про­ведения учебных занятий за столом с косой установкой крышки (по типу чертежной доски), позволяющей ребенку отклонить корпус назад и опереться на спинку стула.

У подростка и взрослого можно также воспитать правильную осанку, вырабатывая рациональную позу при работе за верстаком, у станка, при канцелярских занятиях.

Не меньшее профлактическое значение имеет группа меропри­ятий, оказывающих влияние на общее физическое развитие и фун­кциональное состояние мускулатуры, так как активное удержание корпуса, плечевого, тазового пояса и нижних конечностей в пра­вильном положении возможно лишь при активном участии мышц. Для осуществления этой цели должны быть использованы диффе­ренцированно подобранные упражнения утренней гигиенической гимнастики, физкультминутка во время уроков, перерывы между уроками, насыщенные физическими упражнениями прикладного и игрового характера.

В условиях школы следует обратить внимание на проведение во время учебных заняти физкультминутки, имеющей значение ак­тивного отдыха и способствующей восстановлению работоспособно­сти мышц спины, а также физических упражнений на воздухе и в перерывах между уроками. Для этого необходимо, чтобы на школь­ном участке были установлены соответствующие снаряды (качели, вертикальные и горизонтальные лестницы, перекладины, бревно для балансирования и др.).

В общем комплексе средств, воздействующих на физическое развитие, особенно большая роль принадлежит правильно постро­енному уроку физкультуры, цель которого заключается в оказании общеукрепляющего влияния на организм ребенка, а не в выработке узких двигательных навыков спортивного характера. Правильный подбор спортивных успражнений, воспитание интереса к ним у школьника, внедрение их в режим дня ребенка также окажут боль­шое влияние на его правильное и гармоничное развитие.

В утренней гимнастике внимание должно быть акцентировано на упражнениях, укрепляющих мышцы, сближающие лопатки, рас­ширяющие грудную клетку, а также на упражнениях, усиливающих длиннейшие мышцы спины (разгибатели корпуса) и брюшной пресс. В связи с этим целесообразно физические упражнения производить не только стоя, но также из положений лежа на спине, на животе, стоя на четвереньках и включить в комплекс упражнения с гим­настической палкой. Приводим примерный комплекс упражнений.

Примерный комплекс упражнений утренней гигиенической гимнастики для детей с дефектами осанки

  • ИП - стоя, руки на поясе. Разведение локтей со сведением лопаток - вдох; возвращение в ИП - выдох (4-5 раз).
  • ИП - стоя, руки разведены в стороны. Круговые движения руками назад (8-10 раз). Дыхание произвольное.
  • ИП - стоя, ноги врозь, руки к плечам. Наклоны корпуса вперед с прямой спи­ной - выдох; возвращение в ИП - вдох (4-5 раз).
  • ИП - стоя, руки за спиной. Наклоны корпуса вправо и влево (5-6 раз). Дыхание произвольное.
  • ИП - стоя с палкой в руках. Приседание с прямым корпусом и вытягиванием рук вперед - выдох; возвращение в ИП - вдох (4-5 раз).
  • ИП - стоя с палкой в руках. Поднимание палки вперед вверх - вдох; возвра­щение в ИП - выдох (4-5 раз).
  • ИП - лежа на спине, руки вдоль тела. Попеременное поднимание ног вверх (3-4 раза).
  • ИП - лежа на животе, руки на поясе. Разгибание корпуса - вдох; возвращение в ИП - выдох (3-4 раза).
  • ИП - стоя, руки на поясе. Поскоки с последующей ходьбой (30 с - 1 мин).
  • ИП - стоя, руки перед грудью. Разведение рук в стороны - вдох; сведение - выдох (3-4 раза).

Использование перечисленных групп мероприятий достаточно для поддержания правильного физического развития здорового ре­бенка. Для детей с отклонениями со стороны общего физического развития, сниженной функциональной способностью определенных мышечных групп и недостаточной выносливостью к физической нагрузке должны быть организованы в школе дополнительные за­нятия физкультурой со специальной направленностью.

Подобные мероприятия имеют особенно большое профилакти­ческое значение для детей, ослабленных недавно перенесенными заболеваниями, а также страдающих недостаточностью сердечно­сосудистой системы. Специальные физические упражнения, подо­бранные с учетом имеющихся у ребенка отклонений со стороны общего здоровья и физического развития, могут выполняться не только в условиях школы, но и дома в виде самостоятельных занятий.

Так, детям с наклонностью к сутулости (усиление общего изгиба позвоночника назад) и круглой спине (усиление грудного кифоза преимущественно в верхнем отделе позвоночника) особенно показаны напряженные выгибания корпуса с локализацией движения в грудной части позвоночника (а не в более подвижной поясничной).

Детям с крыловидными лопатками и сведенными кпереди пле­чевыми суставами полезны круговые движения руками назад, от­ведение их назад, сгибание рук к плечам, на затылок.

При свисающих плечевых суставах полезны отведение рук через стороы вверх, поднимание надплечий, вытягивание рук вверх с противодействием.

При наклонности к лордозированию позвоночника целесообразно из положения лежа на спине производить попеременные движения ногами ("велосипед", попеременное поднимание прямых ног), пе­реходить из положения лежа в положение сидя, а также разгибать ноги в тазобедренных суставах из положения стоя и лежа на животе, что укрепляет ягодичные мышцы. При сглаженности физиологиче­ских изгибов позвоночника необходимо повысить функциональную способность мышц спины и живота. Для более интенсивного напря­жения определенных мышечных групп полезны упражнения с легким отягощением (гантель массой 0,5-1 кг, медицинбол массой 1-2 кг в зависимости от возраста ребенка). Выработке более симметричного положения плечевого пояса помогают упражнения с гимнастической палкой (например, передача ее в колонне по одному через голову), переброской мяча, а также упражнения с самокоррекцией перед зеркалом.

Выработке правильной осанки способствуют также упражнения в балансировании и на равновесие (например, упражнения на бревне, на рейке гимнастической скамейки). Для улучшения осанки следует подчеркнуть пользу порядковых упражнений (построение, повороты, ходьба и др.).

С целью выработки правильной осанки, а также для проверки правильности ее могут быть использованы специальные тесты. На­пример, ребенок становится спиной к стене так, чтобы со стеной соприкасались затылок, лопатки, ягодичная область, голени, и делает шаг вперед, стремясь сохранить правильное положение тела.

Комментариев пока нет, поделитесь Вашим мнением - оно очень важно для нас.

Добавить комментарий